Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Администрация Вичугского муниципального района Ивановской области

официальный сайт

НовиковМ.Ю.jpg

Глава Вичугского муниципального района 
Новиков Михаил Юрьевич



vcc-3x4.png

Губернатор Ивановской области

Воскресенский Станислав Сергеевич

Официально

  • Вичугский муниципальный район

Россельхознадзор информирует


Россельхознадзором разработан порядок проведения проверочных мероприятий в отношении соискателей лицензии и лицензиатов, желающих переоформить лицензию для оборота лекарственных средств для животных

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям  сообщает, что проверки соискателей лицензии и лицензиатов, желающих переоформить лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией проводятся с использованием дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации.

Россельхознадзором разработан специальный порядок проведения таких мероприятий с помощью фото- и видеооборудования.

Такое решение принято в рамках исполнения п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».


С начала 2020 года в Костромской и Ивановской областях благодаря ФГИС «Меркурий» выявлено более 6 тысяч нарушений при оформлении эВСД

Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям с начала 2020 года выявлено более 6 000 нарушений, допущенных уполномоченными лицами предприятий, аттестованными специалистами и государственными ветеринарными врачами при работе в системе «Меркурий».

В частности, мониторинговой группой установлено, что уполномоченным лицом ООО "Южский молочный завод" 11 и 12 мая 2020 года  оформлены электронные ветеринарные сопроводительные документы (эВСД) на 8,7 тонн молочной продукции (масло сливочное и сметана), при этом сведения о сырье, используемом для ее получения, отсутствуют. В связи с этим нарушается прослеживаемость продукции.

Также, мониторинговой группой установлено, что уполномоченным лицом ИП Копосова Е.А. 14 мая 2020 года  оформлены электронные ветеринарные сопроводительные документы (эВСД) на 8 кг колбасных изделий, срок годности которых истек 12 мая 2020 года.  Уполномоченное лицо ООО «Чатка» 6 мая 2020 года оформило эВСД на 7 кг готовой рыбной продукции со сроком годности до 30 марта 2020 года. Уполномоченное лицо ООО "АГРО - ЭКСПЕРТ" 7 мая оформило эВСД на 150 кг комбикормов срок годности которых истек в марте и апреле 2020 года.

Поставщикам отправлены письма  о необходимости изъятия из оборота потенциально небезопасной продукции.

Деятельность уполномоченных лиц ООО "Южский молочный завод", ИП Копосова Е.А., ООО «Чатка»,  ООО "АГРО - ЭКСПЕРТ" во  ФГИС «Меркурий» заблокирована.

Среди других выявленных нарушений в работе уполномоченных лиц:

- производство продукции без указания в эВСД сырья;

- несоответствие заявленного режима транспортировки или транспортного средства требованиям, установленным законодательством;

- перемещение продукции между хозяйствующими субъектами за нелогичный период времени;

- сертификация продукции с истекшим сроком годности.

По фактам выявленных нарушений ведомством возбуждено 49 административных дел, из них 10 в отношении  ветеринарных врачей государственной ветеринарной службы.

Всего с начала 2020 года в Костромской и Ивановской области заблокирована и аннулирована деятельность 190 уполномоченных лиц, 1 аттестованного специалиста. 


О выявлении недоброкачественных лекарственных средств

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям сообщает, что Россельхознадзором при проведении контроля качества лекарственных средств для ветеринарного применения, находящихся в гражданском обороте, выявлено несоответствие установленным требованиям качества лекарственных препаратов:

- «Мамифорт» (серия 1935, срок годности 07.2021), производства «Laboratorios SYVA s.a.u.», Испания по показателю «Плотность»;

-  «Диклакокс Форте» (серия 1010819, срок годности 08.2021), производства ООО «Белфармаком» г. Белгород, по показателю «Количественное содержание диклазурила».

В соответствии с пунктом 67 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, утвержденного приказом Минсельхоза России от 26.03.2013 года №149, Россельхознадзор уведомляет о приостановлении реализации указанной серии лекарственного средства для ветеринарного применения.

Вниманию хозяйствующих субъектов! Недоброкачественные лекарственные средства для ветеринарного применения несут угрозу здоровью и жизни животных. В соответствии со статьями 57 и 59 Федерального закона  от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» контрафактные лекарственные препараты подлежат изъятию из оборота и уничтожению.


Вниманию хозяйствующих субъектов, планирующих осуществлять  внешнеторговые операции

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям информирует, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору подготовила рекомендации о том, каким образом предприятия могут получить право экспортировать продукцию:

 Предприятие, заинтересованное в экспорте своей продукции, в первую очередь должно определить, какой именно товар и в какие страны планирует отправлять.

После этого компании необходимо изучить требования страны-импортера таких продуктов. Эта информация размещена на сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз. Вывоз. Транзит», зайдя в который необходимо выбрать страну и подраздел «Экспорт».

В настоящее время опубликованы требования, предъявляемые к импортируемой продукции агропромышленного комплекса 164 государствами.

Если предприятие уверено, что соответствует всем условиям, предъявляемым определенной страной к ввозу конкретного вида товара, тогда оно подает заявку на право осуществления экспорта через информационную систему Россельхознадзора «Цербер».

После обработки такого обращения компанию могут посетить представители территориального управления Россельхознадзора и ветеринарной службы субъекта Российской Федерации.

При этом производитель может избежать выездной инспекции, если он недавно уже проходил подобную процедуру для получения права поставлять товар за рубеж. Это возможно в том случае, если ранее проверка производилась на соответствие требованиям той же страны-импортера или страны, требования которой схожи. В этом случае инспекторы проводят лишь документарную проверку.

После выезда специалистов на предприятие или проверки его документов составляется специальный акт об аттестации, который вносится в систему «Цербер».

Если Россия имеет право поставлять определенную продукцию в конкретное государство и есть договоренность о том, что Россельхознадзор может самостоятельно включать компании в список предприятий, которые могут экспортировать товар, тогда производитель получает такую возможность. Это отображается в системе «Цербер».

Часто для отправки продуктов за рубеж требуется проверка предприятия компетентным ведомством страны-импортера. В этом случае Россельхознадзор официальным письмом отправляет запрос на проведение такой выездной инспекции иностранными специалистами. После визита компетентное ведомство этого государства принимает решение о возможности аттестации конкретных предприятий.

Одновременно Россельхознадзор согласовывает с иностранными коллегами экспортные сертификаты на товар и условия допуска продукции в зарубежную страну.

Предприятие, заинтересованное в экспорте продукции, должно проводить лабораторные проверки товаров на соответствие требованиям страны-импортера. Исследования следует осуществлять в аккредитованных лабораториях, которые работают в информационной системе Россельхознадзора «Веста».

В настоящее время в сложных эпидемиологических условиях до особого указания обследования хозяйствующих субъектов, которые планируют попасть в реестр компаний, имеющих право экспортировать продукцию, проводятся в режиме документарного контроля. После стабилизации ситуации организации, включенные в этот реестр, должны будут в течение одного месяца пройти обследование в обычном режиме (выездное обследование).

При этом Россельхознадзор сейчас продолжает работу с компетентными ведомствами стран-импортеров по открытию новых рынков для поставок российской сельскохозяйственной продукции. 


Рекомендации для владельцев пасек и производителей продукции пчеловодства

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям информирует, пчеловодство является важной отраслью сельского хозяйства, которая занимается разведением пчел для производства меда, пчелиного воска и другой продукции. Пчеловодам необходимо придерживаться определенных правил при осуществлении своей деятельности.

Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, разведение, содержание и использование пчел, размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства, а также размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства, разрешено на землях сельхозназначения.

При этом улья и пчел также можно содержать в населенных пунктах и садоводческих товариществах. Об этом сказано в положениях, закрепленных Федеральным законом № 112 – ФЗ от 07 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве», Федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ветеринарно – санитарными правилами содержания пчел, которые утверждены Министерством сельского хозяйства РФ.

Нормы по количеству пчелосемей, правила содержания пчел, требования к их перевозке и обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям отражены в «Ветеринарных правилах содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства». Они утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 19 мая 2016 года № 194.

Согласно этим правилам, в частности, содержание пчел должно осуществляться в исправных ульях, окрашенных в разные цвета (синий, оранжевый, желтый и зеленый). Улья, принадлежащие хозяйству, должны быть пронумерованы. Расстояние между ними должно обеспечивать свободный доступ к каждой пчелосемье. При этом их следует размещать на расстоянии не менее трех метров от границ соседних земельных участков. При посещении пасеки необходимо использовать чистую продезинфицированную рабочую одежду и обувь.

Ветеринарно-санитарные требования к животноводческим объектам, предназначенным для содержания пчел содержатся в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27 «Об утверждении Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)».

Пчеловодам, заинтересованным в реализации продукции, для ведения своей деятельности необходимо быть зарегистрированными в информационных системах Россельхознадзора «Цербер» и «Меркурий». Эти платформы производят сбор информации, которая помогает осуществлять надзор за хозяйствующими субъектами. Система «Меркурий» позволяет обеспечивать прослеживаемость товаров животного происхождения, своевременно выявлять в обороте некачественную и потенциально небезопасную продукцию.

Продукция пчеловодства, которую планируется вводить в оборот, подлежит обязательной сертификации, подразумевающей документальное подтверждение ее безопасности и качества. В случае, если речь идет о промышленном производстве, о какой-либо обработке товара, на такую продукцию необходимо оформлять декларацию о соответствии. Она выдается, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Партии меда должны проходить обязательную санитарно-эпидемиологическую экспертизу по СанПиН 2.3.2.1078-01, в которых устанавливаются предельные нормы токсичности и содержания различных примесей. Роспотребнадзором в этом случае изучается внешний вид товара, состав, проверяется наличие добавок и примесей.

Если же продукт является на 100% натуральным, не прошедшим промышленную обработку, тогда декларация о соответствии на него не оформляется. В этом случае производитель должен получить ветеринарное свидетельство на продукцию. Такой документ оформляется в системе «Меркурий». Он предоставляется после комплекса исследований товара в аккредитованных лабораториях на органолептические данные (вкус, цвет, консистенция), состав, кислотность, наличие примесей и т.д. Сертификат подтверждает, что продукция пчеловодства обладает должным качеством и безопасна для потребителя.

Ветеринарный сопроводительный документ должен быть оформлен и на продукцию промышленного производства.

К обращению не допускаются мед и продукты пчеловодства:

- имеющие измененные органолептические, физико-химические показатели;

- содержащие натуральные или синтетические гормональные вещества.

Не допускается наличие в натуральном меде и продуктах пчеловодства остатков лекарственных препаратов, которые применялись для лечения и обработки пчел. Производитель должен указывать информацию о содержании в такой продукции пестицидов.

Для того, чтобы не допустить попадание на рынок некондиционных товаров, крупные представители этой отрасли подписали Кодекс добросовестных производителей, переработчиков и продавцов меда. Для фактического исполнения норм Кодекса и недопущения на рынок фальсификата было принято решение организовать Комиссию по исполнению Кодекса при Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз). Участники Комиссии будут проводить регулярные мониторинги меда в торговых каналах и отрабатывать все случаи выявления фальсификата. Планируется, что к подписанию Кодекса и совместной работе по борьбе с фальсификатом присоединятся и торговые операторы.

Для тех пчеловодов, которые заинтересованы в экспорте производимых продуктов, следует помнить о следующих требованиях.

Согласно законодательству ЕАЭС, во время производства они должны придерживаться процедур, основанных на принципах ХАССП (система анализа опасных факторов и критических контрольных точек на производстве).

Продукция, производимая хозяйствующими субъектами и предназначенная для экспорта, должна соответствовать требованиям международных стандартов и пройти исследование в аккредитованных лабораториях, которые работают в информационной системе Россельхознадзора «Веста».

Пчеловоды также могут ввозить в Россию пчелосемьи из других стран. Для этого им необходимо получить разрешение на такую процедуру в Россельхознадзоре и иметь при перемещении пчел ветеринарные сопроводительные документы на них.

Контроль за деятельностью пчеловодов осуществляют государственные ветеринарные службы субъектов Российской Федерации. В частности, владельцы пасек должны оформлять на них специальные ветеринарно-санитарные паспорта, подав заявление на имя главного ветеринарного врача местности.

Государственные ветеринарные врачи ежегодно проводят исследования на наличие инфекционных и паразитарных заболеваний у насекомых на пасеках, обработку против таких болезней и вносят данные об этом в ветеринарно-санитарные паспорта. Исследования проводятся в соответствии с ежегодными планами противоэпизоотических мероприятий, утвержденными государственными ветеринарными службами субъектов РФ. 


Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям обращает внимание хозяйствующих субъектов, осуществляющих оборот подкарантинной продукции, а также покупателей!

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям сообщает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», плановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих оборот подкарантинной продукции, в 2020 году Управлением отменены.

Поступление подкарантинной продукции на территории Костромской и Ивановской областей осуществляется постоянно. При поставках плодоовощной продукции существуют риски ввоза опасных карантинных объектов: калифорнийская щитовка, тутовая щитовка, коричнево-мраморный клоп, табачная белокрылка, муха-горбатка. Поэтому важно обращать внимание на их внешний вид. При визуальном осмотре фрукты и овощи должны быть свежими, чистыми, целыми, без механических повреждений, твёрдыми, без паразитирующих насекомых. При сильном поражении продукции ухудшаются их товарные и вкусовые качества.

С посевным и посадочным материалом существует опасность распространения таких карантинных вредителей, как золотистая картофельная нематода, западный цветочный трипс, фитофтороз корней малины и земляники, амброзия полынолистная и трехраздельная, все виды повилик, бактериальный ожог плодовых деревьев и др. Заражение посадочного материала карантинными объектами приводит к угнетению и усыханию отдельных веток, а в случае высокой численности вредителя, к гибели растения. Попадание на приусадебный участок семян карантинных сорных растений наносит огромный ущерб сельскому хозяйству, здоровью людей. Засоренные ими посевы резко снижают урожайность. Повилика содержит ядовитые алкалоиды, вызывают серьезное отравление у животных, съевших сухой сорняк вместе с сеном. К тому же, повилика является переносчиком многих вирусных заболеваний. В период цветения амброзии полынолистной и трехраздельной пыльца вызывает у людей массовое аллергические заболевания.

При приобретении плодоовощной продукции, семенного и посадочного материала, рекомендуется уделять внимание внешнему виду и сопроводительным документам. При обнаружении признаков заражения и (или) засорения продукции карантинными объектами незамедлительно обращаться в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2014г. № 206-ФЗ «О карантине растений», и по телефонам:

- в Костромской области 8(4942) 45-00-91, 35-97-51;

- в Ивановской области 8(4932) 93-98-37, 93-98-38.


Мониторинговой группой Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям выявлен факт оборота продукции предпринимателем после прекращения своей деятельности

В результате мониторинга работы уполномоченных лиц по оформлению электронных ветеринарных сопроводительных документов (эВСД) в системе «Меркурий» Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям были выявлены фантомные площадки, используемые для нелегального оборота рыбы и рыбной продукции.

Выявлено две «фантомные» площадки в Приволжском районе Ивановской области, зарегистрированные на индивидуального предпринимателя Кондакову И.И. Согласно публичной информации ФНС России, ИП Кондакова И.И. прекратила свою деятельность с октября 2018 года. При этом согласно данным компонента ФГИС «ВетИС» - «Меркурий» на протяжении года после прекращения деятельности в адреса указанных площадок не только поступала мороженная и готовая рыбная продукция, но и перемещалась между площадками. Так, в адрес прекратившего деятельность индивидуального предпринимателя поступило 1,5 тонны мороженой рыбы и рыбы горячего и холодного копчения. Оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществлял специалист государственной ветеринарной службы.

В настоящее время информация о выявленных фактах передана в Управление Федеральной налоговой службы для принятия мер реагирования в рамках установленных компетенций, индивидуальный предприниматель  Кондакова И.И. исключена из реестра ИС «Цербер».

Всего за истекший период 2020 года Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям выявлено и заблокировано 52 «фантомные» площадки.


Новые правила по брадзоту

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям сообщает, что приказом Минсельхоза России от 17.03.2020 № 134 утверждены «Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов брадзота».

Данными правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации брадзота, предотвращению его возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

Брадзот - острая неконтагиозная инфекционная болезнь овец и коз.

Клиническими признаками брадзота являются скрежетание зубами, слюнотечение, судороги, геморрагическая диарея, отеки подкожной клетчатки, экссудат в брюшной и грудной полостях, повышение температуры тела до 40 - 41 °C, беспокойство, гиперемия конъюнктивы, потеря аппетита, прекращение жвачки, выделение кровянистой жидкости из носовой и ротовой полостей, некрозы и кровоизлияния во внутренних органах.

Передача возбудителя осуществляется алиментарным путем. Факторами передачи возбудителя являются инфицированные спорами возбудителя почва, корма, вода, предметы, используемые при уходе за восприимчивыми животными.

Для профилактики брадзота в хозяйствах должна проводится вакцинация восприимчивых животных против брадзота вакцинами согласно инструкциям по их применению. При стойлово-пастбищном содержании вакцинация восприимчивых животных против брадзота должна быть завершена не позднее чем за 30 дней до их выгона на пастбище.

В целях предотвращения возникновения и распространения брадзота физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных, обязаны:

не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;

предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, восприимчивых животных для осмотра;

извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;

принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также обеспечить изоляцию трупов павших восприимчивых животных;

выполнять требования специалистов госветслужбы о проведений в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, в организациях, в которых содержатся восприимчивые животные, противоэпизоотических и иных мероприятий;

соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по брадзоту;

не допускать смешивания восприимчивых животных из разных стад при их выпасе и водопое.


Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям напоминает хозяйствующим субъектам об обязательствах в сфере фитосанитарного законодательства

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям напоминает об обязательствах хозяйствующих субъектов, определенных законодательством РФ в части карантина растений.

В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны:

- немедленно извещать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, кроме того немедленно извещать при обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции  карантинными объектами, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области карантина растений.

В целях реализации указанной нормы закона, Приказом Минсельхоза России от 09.01.2017г. № 1 утвержден «Порядок немедленного извещения, в том числе в электронной форме, федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами», в соответствии с которым собственник обязан направлять  в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на территории деятельности которого обнаружены указанные признаки, извещение об обнаружении признаков заражения и (или) засорения карантинными объектами в срок не позднее чем, один календарный день с момента обнаружения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.2014г. № 206-ФЗ «О карантине растений», в отношении подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, по выбору собственника применяется одна из следующих карантинных фитосанитарных мер:

1) карантинное фитосанитарное обеззараживание;

2) переработка подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, в том числе посредством производства из нее продукции, не относящейся к подкарантинной продукции;

3) уничтожение подкарантинной продукции.

За несоблюдение требований действующего законодательства в области обеспечения карантина растений предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ.

При возникновении вопросов связанных с соблюдением требований фитосанитарного законодательства обращаться в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям по телефонам:

- в Костромской области 8(4942) 45-00-91, 35-97-51;

- в Ивановской области 8(4932) 93-98-37, 93-98-38.


Профилактические мероприятия по африканской чуме свиней

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям  напоминает, что африканская чума свиней (АЧС) – высококонтагиозное, остро протекающее вирусное заболевание. (Контагиозность — это свойство болезней, вызванных различными инфекциями. Данный термин используется для характеристики способностей заболевания распространяться через факторы передачи, либо при непосредственном контакте). Болезнь характеризуется ознобом, лихорадкой, цианозом слизистых, кожных покровов, геморрагическими поражениями внутренних органов. АЧС не представляет опасности для здоровья человека. Однако среди поголовья животных инфекция распространяется молниеносно, что наносит большой ущерб свиноводческим хозяйствам. Передача возбудителя АЧС осуществляется путем непосредственного контакта домашней, в том числе декоративной свиньи, дикого кабана с больным или павшим животным, пищевыми продуктами и сырьем. Передача возбудителя возможна при контакте с контаминированными возбудителем АЧС кормами, одеждой, объектами окружающей среды, включая почву, воду, поверхности помещений, оборудования, транспортные и технические средства.

При острой форме заражения у животных наблюдается: повышенная температура, отдышка, кашель, усиленное чувство жажды, приступы рвоты и паралича задних конечностей. На коже внутренней поверхности бедер, на животе, шее, у основания ушей, на пятачке и хвосте становятся заметны красно-фиолетовые пятна. Как правило, гибель животных наступает на 5-10 сутки от начала заболевания.

При установлении заражения вирусом АЧС в эпизоотическом очаге устанавливается карантин. В хозяйствах, являющихся очагом, проводится изъятие всех свиней (убой) и полученной от них продукции животноводства, дезинфекция мест содержания животных, а также мероприятия по уничтожению грызунов, насекомых и клещей. С целью выявления циркуляции вируса АЧС проводятся наблюдения за клиническим состоянием свиней с отбором проб от всех подозреваемых в заболевании свиней и их лабораторными исследованиями на АЧС на территориях, прилегающих к границам установленной «неблагополучной» зоны радиусом до 100 км.

По условиям карантина запрещается продажа на рынках продуктов животноводства всех видов и вывоз за пределы очага в течение всего срока карантина (30 дней с момента убоя всех свиней и проведения комплекса ветеринарно-санитарных мероприятий). Также в последующие 6 месяцев запрещается вывоз из очага болезни продуктов растениеводства. Разведение свиней в хозяйствах разрешается только через год после отмены карантина.

Чтобы предотвратить занос африканской чумы в ЛПХ необходимо:

- обеспечить безвыгульное содержание свиней;

- соблюдать ветеринарно - санитарные правила содержания свиней;

- не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;

- предоставлять поголовье свиней для проводимых ветслужбой вакцинаций (против классической чумы свиней, рожи);

- обрабатывать свиней и помещение для их содержания от кровососущих насекомых (клещей, вшей, блох), постоянно вести борьбу с грызунами;

- не использовать необеззараженные корма животного происхождения, особенно боенские отходы;

- ограничить контакты с неблагополучными территориями.

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям напоминает, что в случае установления заболевания или внезапного падежа свиней необходимо незамедлительно информировать государственные ветеринарные службы субъектов и Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям.

Ознакомиться с ветеринарно-санитарными правилами, мерами профилактики и борьбы с африканской чумой свиней можно на сайте Россельхознадзора:  https://www.fsvps.ru/fsvps/asf


Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям разъясняет требования по профилактике правонарушений в сфере производства и вывоза лесопродукции

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям (далее – Управление) разъясняет требования действующего законодательства в сфере карантина растений, применяемые к производству и вывозу лесопродукции из Костромской и Ивановской областей.

1. С целью предотвращения угрозы причинения вреда объектам растительного мира, а также создания возможности формирования очагов, распространения и расселения карантинных объектов, что в дальнейшем приводит к порче товарного вида лесопродукции, собственникам (пользователям) подкарантинных объектов необходимо проводить их обследования на наличие всех видов карантинных объектов, перечень которых утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15.12.2014 г. № 501 «Об утверждении перечня карантинных объектов» и при их выявлении информировать территориальные органы Россельхознадзора.

Единые правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории ЕАЭС отражены в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 159 «Об утверждении единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза».

Собственники (пользователи) подкарантинных объектов не извещают территориальное Управление об обнаруженных карантинных вредителях леса, что создает угрозу фитосанитарной безопасности регионов России. Приказом Минсельхоза России от 09.01.2017 № 1 определено, что, при обнаружении признаков заражения и (или) засорения лесопродукции, необходимо направить в Управление соответствующее извещение.

2. Хозяйствующие субъекты лесопромышленного комплекса должны соблюдать правила складирования отходов древесины и размещения древесины на своей территории:

- размещение подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами должно осуществляться изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов;

- необходимо незамедлительное уведомление Управления об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами.

Хранение и перевозка подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, допускаются только для проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение жизнеспособности карантинных объектов.

3. Предприятиям, в целях предотвращения заражения и (или) засорения территории России вредителями леса в рамках введения карантинного фитосанитарного режима, необходимо исполнять программу по локализации и ликвидации очагов вредителей леса, разработанную Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям.

В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» в карантинной фитосанитарной зоне мероприятия по локализации очага вредителя леса и (или) ликвидации его популяции осуществляются за счет средств граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты. Перечень программам по локализации и ликвидации очагов вредителей леса можно размещен на официальном сайте Управления: http://rsn-ki.ru/about/sections/fito/karantin/index.aspx

Отсутствие обследований подкарантинных объектов на выявление вредных организмов, сокрытие фактов заражения и (или) засорения лесопродукции, нарушение правил складирования отходов древесины и нарушение фитосанитарного режима в карантинной фитосанитарной зоне предполагают административную ответственность согласно ст. 10.1 КоАП РФ.

4. Недопустим вывоз лесопродукции без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.

Вывоз лесопродукции из карантинной фитосанитарной зоны должен осуществляться на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Карантинный сертификат должен оформляться на каждую партию подкарантинной продукции при вывозе из карантинной фитосанитарной зоны.

Получить карантинный сертификат можно в электронном виде через личный кабинет в ФГИС «Аргус-фито», или непосредственно в территориальном Управлении Россельхознадзора.

Для получения карантинного сертификата на подкарантинную продукцию необходимо к пакету документов представить заключение о карантинном фитосанитарном состоянии данной продукции. Лабораторные исследования в области карантина растений проводятся уполномоченными организациями, аккредитованными в установленном порядке и подведомственными Россельхознадзору. Собственники лесопродукции, осуществляющие ее производство (переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию, обязаны немедленно извещать территориальный орган Россельхознадзора о ее доставке. В соответствии со ст. 32 Федерального Закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений», извещение можно направлять и в электронной форме.

Кроме того, при ввозе подкарантинной продукции в сопровождении карантинных сертификатов на подконтрольную территорию из карантинных фитосанитарных зон, установленных на территории Российской Федерации, собственники или уполномоченные ими лица обязаны осуществить погашение карантинного сертификата в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции. Карантинный сертификат считается погашенным с момента внесения в систему ФГИС «Аргус-фито» сведений о завершении перевозки партии подкарантинной продукции.

Вывоз лесопродукции без карантинного сертификата, отсутствие уникального идентификационного номера карантинного сертификата, а также неуведомление территориального органа Россельхознадзора о доставке лесопродукции на подконтрольную территорию и непогашение карантинного сертификата предполагают административную ответственность согласно ст. 10.3 КоАП РФ.


Результаты правоприменительной практики в сфере фитосанитарного надзора, семеноводства и качества зерна за 4 месяца 2020 года

За 4 месяца 2020 года специалистами Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям проведено 253 контрольно-надзорных мероприятия, из них 165 проверок в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе 59 плановых и 106 внеплановых проверок.

Всего с начала года составлено 313 протоколов об административных правонарушениях. Из них доля нарушений в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки составляет - 41%, таких как нарушение требований Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», технических регламентов таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Доля правонарушений законодательства в сфере карантина растений составила - 53%, в сфере семеноводства сельскохозяйственных культур - 6%.

По фактам несвоевременной оплаты ранее наложенных административных штрафов сотрудниками отдела фитосанитарного надзора и качества зерна составлен 41 протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания». Материалы дел переданы в суды по подведомственности для рассмотрения.

Должностными лицами Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям с начала 2020 года вынесено 325 постановлений по делам об административных правонарушениях. Из них 60 постановлений по итогам рассмотрения материалов дел, переданных по подведомственности органами МВД и прокуратуры. Общая сумма наложенных штрафов составила 756,2 тыс. руб., взыскано – 638,7 тыс. руб. Также вынесено 52 предупреждения.


В весенне-летний период 2020 года Управлением запланирован мониторинг сельскохозяйственных угодий и приусадебных участков Костромской и Ивановской областей на наличие золотистой картофельной нематоды

В весенне-летний период текущего года сотрудниками Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям, согласно Плана проведения мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Костромской и Ивановской областей в 2020 году, будут проведены карантинные фитосанитарные обследования по карантинному объекту – золотистая картофельная нематода, на площади около 2200 га (сельскохозяйственных угодий и приусадебные участки).

Метод проведения мониторинга – визуальный, с отбором почвенных образцов.

В настоящее время на территории Костромской и Ивановской областей установлены карантинные фитосанитарные зоны по золотистой картофельной нематоде на площади 3029,77 га. Реестр карантинных фитосанитарных зон размещен на сайте Управления по ссылке http://rsn-ki.ru/about/sections/fito/karantin/index.aspx.

По результатам проведенного мониторинга Управление сможет принять решение по подтверждению или упразднению ранее установленных карантинных фитосанитарных зон.

С Планом проведения мониторинга можно ознакомиться на официальном сайте Управления перейдя по ссылке: http://rsn-ki.ru/about/sections/fito/index.aspx

Для справки. Основная, поражаемая золотистой картофельной нематодой сельскохозяйственная культура – картофель, также паразитирует на корнях  томатов и других растениях из семейства паслёновых. Больные растения образуют слабые стебли, которые преждевременно желтеют. Клубней образуется мало, они мелкие, а иногда совсем отсутствуют. Особенно значительный ущерб наносит на приусадебных участках и на полях с сокращённым севооборотом, где картофель выращивается бессменно. Потери урожая могут составлять 30—80 %. Кроме прямых потерь, есть потери, обусловленные запретом или ограничением перевозки продукции из зон заражения, поскольку золотистая картофельная нематода включена в единый перечень карантинных объектов.

Распространяется нематода в основном в стадии цист, которые  переносятся с посадочным материалом, с почвой, оставшейся на клубнях.

Одной из основных мер профилактики распространения вредителя является использование нематодоустойчивых сортов картофеля и соблюдение севооборота с включением в него непоражаемых  культур, за исключением пасленовых.


Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям с помощью ФГИС «Меркурий» выявлена схема нелегального ввода в оборот продукции

6 мая 2020 года в ходе анализа данных системы «Меркурий» и оперативного взаимодействия между Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям и Управлением Россельхознадзора  по г. Москве, Московской и Тульской областям были установлены признаки осуществления хозяйственной деятельности оптового предприятия ООО «Молочко Плюс» Ивановской области.

С начала марта 2020 года с электронной площадки ООО «Молочко Плюс» в ФГИС «Меркурий» осуществлялась сертификация масла сливочного и сгущённого молока в общем объеме более 560 тонн в адрес оптовых предприятий Московской области.

Мониторинговой группой Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям при детальном анализе работы ООО «Молочко Плюс» в ФГИС «Меркурий», а также ответа данного предприятия на запрос Управления установлено, что хозяйствующий субъект ООО «Молочко Плюс» деятельностью по производству готовой молочной продукцией не занимается, оптово-розничную торговлю готовыми молочными продуктам не осуществляет более года.

Неизвестное лицо незаконно от имени хозяйствующего субъекта ООО «Молочко Плюс» вводило информацию в ФГИС «Меркурий» о якобы поступивших партиях готовой молочной продукции. При этом документы, подтверждающие происхождение данных партий продукции, отсутствовали. Далее этим же лицом оформлялись ветеринарные сопроводительные документы в адрес оптовых торговых предприятий Московской области.

Указанные факты могут свидетельствовать о легализации продукции, полученной незаконным путем. «Уполномоченное» лицо хозяйствующего субъекта ООО «Молочко Плюс» Ивановской области заблокировано, электронная площадка для ветеринарной сертификации продукции исключена. Собранные Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям материалы направлены в компетентные следственные органы Ивановской области. В адрес Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям направлены соответствующие письма о принятии мер по выявлению и изъятию из оборота данной продукции.


Риск распространения коричнево-мраморного клопа на территории Российской Федерации

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям информирует: с наступлением сезона, благоприятного для выхода из зимовки карантинного объекта - коричнево – мраморного клопа (Halyomorpha halys Stal), возникает угроза распространения данного объекта на территории Российской Федерации. В связи с этим лицам, осуществляющим ввоз, перевозку, реализацию и хранение подкарантинной продукции необходимо немедленно уведомлять Управление о прибытии подкарантинной продукции на территорию Костромской и Ивановской областей для осуществления ее фитосанитарного контроля.

Коричнево – мраморный клоп включен в «Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза», утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. №158.

Вредоносность клопа связана с проколами поверхности плода или листа и высасыванием его содержимого. В результате образуются некротические пятна, сливаясь, они могут вызывать деформацию плода. Места проколов являются воротами для инфекции, клоп может быть переносчиком фитоплазмы. Коричнево-мраморный клоп – агрессивный многоядный вредитель, питается более чем на 100 видах растений из 49 семейств. Наибольший вред причиняет плодовым культурам (семечковым, косточковым) и ягодным. Может вредить овощным и зерновым культурам. Хорошо себя чувствует в наших климатических условиях. Зимуют взрослые особи предпочтительно в человеческих жилищах и строениях. Коричнево-мраморный клоп распространен в странах Юго-Восточной Азии, в США, в странах Европы, в Турции. С 2015 года коричнево-мраморный клоп активно стал наращивать свою численность в Грузии и Абхазии. В конце 2017 года данный карантинный объект был выявлен и в России – в Краснодарском крае.

Наиболее вероятными путями проникновения коричнево-мраморного клопа являются транспортные средства, контейнеры и грузы (особенно растения и растительная продукция).

О случаях выявления признаков заражения карантинным объектом, необходимо сообщать в Управление по телефонам:

- в Костромской области 8(4942) 45-00-91, 35-97-51;

- в Ивановской области 8(4932) 93-98-37, 93-98-38.


В весенне-летний период 2020 года Управлением запланирован мониторинг карантинного фитосанитарного состояния земель лесного фонда в Костромской и Ивановской областях

В весенне-летний период текущего года сотрудниками Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям запланированы карантинные фитосанитарные обследования на землях лесного фонда Костромской и Ивановской областей.

Согласно Плану проведения мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Костромской и Ивановской областей в 2020 году будут проведены карантинные фитосанитарные обследования лесных участков в Костромской и Ивановской областях на площади около 30 000 гектар.

Методами проведения мониторинга являются, как визуальный – с необходимостью отбора образцов, так и с применением феромонных ловушек.

На территории Костромской и Ивановской областей установлены карантинные фитосанитарные зоны по карантинным вредителям леса рода Monochamus: большому черному еловому усачу, малому черному еловому усачу и черному сосновому усачу. Реестр карантинных фитосанитарных зон размещен на сайте Управления: http://rsn-ki.ru/about/sections/fito/karantin/index.aspx.

По результатам проведенного мониторинга Управление сможет определить характеристику популяций вредителей леса, а также принять решение по подтверждению или упразднению ранее установленных карантинных фитосанитарных зон.

С Планом проведения мониторинга можно ознакомиться на официальном сайте Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям,  перейдя по ссылке: http://rsn-ki.ru/about/sections/fito/index.aspx


Об усилении борьбы с палами на землях сельхозназначения

Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям (далее – Управление) сообщает о том, что в целях снижения рисков возникновения пожаров в населенных пунктах и других объектах, в том числе потенциально подверженных природным пожарам, приоритетной задачей на пожароопасный сезон текущего года является формирование общественной установки на соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами местного самоуправления, гражданами требований пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федерльным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Сорная и древесно-кустарниковая растительность наносит огромный ущерб сельскому хозяйству, являясь не только источником большого количества семян сорных растений, очагом распространения вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, но и причиной возникновения весенних палов сухой травы, имеющих наиболее губительные экологические последствия и требующих крупных финансовых вложений для их ликвидации.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Управлением из плана плановых проверок исключены плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и органов местного самоуправления

Несмотря на это, Управление активно проводит надзорные мероприятия без взаимодействия с субъектами земельных отношений – плановые (рейдовые) осмотры и административные обследования объектов земельных отношений. Всего за истекший период 2020 года на поднадзорной территории проведено 200 мероприятий, в адрес правообладателей Костромской и Ивановской областей направлено 139 Предостережений о недопустимости нарушений земельного законодательства.

Информация о зарастающих участках, граничащих с землями населенных пунктов и землями лесного фонда, полученная Управлением в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, ежемесячно направляется в Главные Управления МЧС России по Костромской и Ивановской областям для информирования и принятия мер в рамках установленных полномочий. В 2020 году направлено 40 материалов дел по земельным участкам на общей площади более 500 га.

В соответствии со ст. 72 Земельного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль, в том числе и на землях сельскохозяйственного назначения.

В рамках муниципального земельного контроля муниципалитеты, кроме проведения проверок, вправе проводить мероприятия без взаимодействия с правообладателями земельных объектов – плановые (рейдовые) осмотры.

По результатам проведенных рейдов органы местного самоуправления могут направить в адрес правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения, допустивших нарушения, Предостережения о недопустимости нарушений земельного законодательства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 г № 166, в случае неисполнения предостережения и при наличии угрозы окружающей среде согласовать внеплановые проверки с органами районных прокуратур.

С целью эффективного введения земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот, недопущения и предотвращения нарушений земельного законодательства, в том числе и сельскохозяйственных палов, Управление рекомендует органам местного самоуправления усилить работу по проведению муниципального земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».


Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям выявлена фальсифицированная молочная продукция.

В целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям был произведен отбор проб в магазинах одной из торговых сетей города Костромы.

В частности, в рамках реализации плана мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, были отобраны пробы масла сладко-сливочного «Крестьянское» с массовой долей жира 72,5%, производства ООО «ЛАВ ПРОДУКТ» (Московская область).

По результатам лабораторных испытаний, проведенных в подведомственном Россельхознадзору ФГБУ «ВНИИЗЖ» города Владимир, в указанной молочной продукции была установлена фальсификация растительными жирами по составу стеринов (β-ситостерин, кампестерин, стигмастерин, брассикастерин). Также отмечены нарушения по соотношению метиловых эфиров жирных кислот, что свидетельствует о фальсификации жирно-кислотного состава образца путем снижения содержания молочного жира и примеси растительных жиров.

В целях пресечения выпуска фальсифицированной продукции Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям в адрес ООО «ЛАВ ПРОДУКТ» направлено предписание о прекращении действия декларации о соответствии. Проинформирован владелец продукции, реализовавший указанный товар.

В настоящее время действие декларации прекращено.